Муниципальная - бюджетная организация дополнительного образования
«Центр творчества «Спектр»
Положение образовательного объединения «Клуб»
Особенности клуба как формы образовательного объединения.
1. Клуб – это образовательное объединение обучающихся общими интересами, созданное в целях обучения, воспитания, совместной деятельности и досуга детей, их разностороннего развития и самореализации, объединенных научными, художественными, спортивными или другими интересами.
2. Клуб осуществляет свою деятельность на основе общественной образовательной программы и входящих в нее учебных программ по отдельным видам деятельности.
3. Клуб может быть:
- по масштабам деятельности – однопрофильным и многопрофильным;
- по преобладающим видам деятельности – учебным и творческим.
4. Клубы могут быть следующих типов:
- туристский клуб;
- клуб общения;
- технический клуб;
- военно-патриотический клуб;
- экологический клуб;
- клуб интеллектуальных игр и т.д.;
5. Клубу как форме образовательного объединения присущи следующие особенности:
- добровольность членства;
- наличие элементов самоуправления (общее собрание, совет);
- единство цели;
- совместная деятельность членов клуба в непосредственном контакте друг с другом;
- наличие единого клубного помещения;
- наличие клубной символики и атрибутики (название, девиз, песня, форма, эмблема, значок);
- изучение в ходе образовательного процесса нескольких видов деятельности;
- сочетание в ходе образовательного процесса учебных занятий с практической деятельностью, досугом и общением;
- объединение детей разного возраста.
6. Клуб как форма образовательного объединения обладает большими возможностями в воспитании, обучении, развитии и социализации обучающихся. Продуманная и целенаправленная организационная деятельность клуба как общение в группе единомышленников позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, традиций, истории, мышления, ценность другого человека и личной свободы.
7. Результатом деятельности клуба можно считать сформированность у детей способов, приемов мышления, деятельность культуры, поведения, рефлексии, а также выполнение клубом роли среды формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Основы организации деятельности:
1. Клуб осуществляет свою деятельность под началом руководителя, который назначается на должность директором учреждения дополнительного образования.
2. В состав клуба, помимо руководителя, входят педагоги дополнительного образования, руководящие объединениями по видам деятельности клуба, и дети, обучающиеся в клубе.
3. Приоритетными направлениями деятельности клуба являются:
- осуществление образовательного процесса;
- организация и проведение мероприятий по направлению деятельности клуба;
- организация содержательного досуга и общения обучающихся;
- участие клуба в мероприятиях по его направлению деятельности на разных уровнях (районном, областном, российском, международном).
4. В деятельности клуба педагогическое руководство сочетается с самоуправлением обучающихся. Поэтому в клубе могут создаваться органы самоуправления, может проводиться общее собрание членов клуба и Совет клуба.
5. Общее собрание – это высший орган самоуправления клуба. В работе собрания принимают участие представители администрации учреждения дополнительного образования, руководитель клуба, педагоги дополнительного образования и дети, обучающиеся в клубе.
6. Общее собрание имеет следующие полномочия:
- утверждает «Положение о клубе» (или его Устав), которое предварительно согласовывается с администрацией учреждения дополнительного образования. Оно должно соответствовать Уставу учреждения дополнительного образования и отражать специфику деятельности клуба;
- определяет основные направления деятельности клуба на учебный год;
- избирает Совет клуба;
- принимает план работы клуба на учебный год;
- заслуживает отчет Совета о работе за учебный год и дает оценку его работы.
7. Общее собрание членов клуба проводится не реже 1 раз в год.
8. Руководителю клуба в его работе помогает Совет клуба, избираемый общим собранием членов клуба.
9. Совет клуба избирается в составе не менее пяти человек.
10. В Совет клуба могут быть избраны педагоги дополнительного образования, обучающиеся и их родители.
11. Руководство деятельностью Совета клуба осуществляет руководитель клуба.
12. Совет клуба имеет следующие полномочия:
- осуществляет прием в члены клуба;
- рассматривает вопросы материально-технического оснащения клуба, ремонта помещений, поиска спонсорских средств;
- рассматривает вопросы подготовки команд клуба к участию в мероприятиях по направлениям его деятельности, заслушивает итоги участия в этих делах;
- решает вопросы организации досуговой деятельности в клубе;
- разрабатывает план работы клуба на учебный год.
13. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции, кружки, классы, мастерские и т.п. по видам деятельности. Члены клуба проходят через занятия во всех его объединениях по различным видам деятельности.
14. образовательный процесс в клубе осуществляется на основе общеклубной образовательной программы, учебных программ объединений, перспективного и календарного планов работы.
15. Педагоги, работающие в клубе, проводят набор детей, реализуют образовательную, досуговую и учебные программы, составляют расписание занятий, ведут учебную и отчетную документацию.
16. Учебные занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно от 7 до 18 лет.
17. В состав клуба входят несколько объединений смежных видов деятельности, состоящих из учебных групп. Учебные группы могут быть разновозрастными и одновозрастными. Численный состав учебной группы первого года обучения составляет – 12-15 человек, второго года обучения – 10-12 человек, третьего и более годов обучения – 8-10 человек. В исключительных случаях (отсутствие учебного помещения необходимой площади, специфика вида деятельности) на основании приказа директора количество детей, занимающихся в учебной группе, может быть меньшим.
18. Продолжительность одного часа учебных занятий в клубе составляет 45 минут. Перерыв между занятиями должен составлять 5-15 минут.
19. Педагоги проводят занятия с учебными группами. Возможно проведение индивидуальных занятий с наиболее способными обучающимися, если это предусмотрено программой и разрешено администрацией учреждения дополнительного образования.
20. С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).
21. Занятия в клубе начинаются, как правило, не позднее 15 сентября и заканчиваются 30 мая. При приеме детей в спортивные, военно-спортивные, спортивно-технические, туристские клубы необходимо врачебное заключение о состоянии здоровья обучающихся.
22. Клуб участвует в общих делах учреждения дополнительного образования, выполняет задания по подготовке праздников, готовит и проводит собственные праздники, конкурсы, спектакли, фестивали, выставки, соревнования.
23. В работе клуба возможно участие родителей обучающихся, которые впоследствии могут стать его членами.
24. Во время каникул клуб работает по специальному, заранее разработанному его Советом и руководителем и утвержденному администрацией учреждения дополнительного образования плану. Данный план может включать различные познавательно-досуговые и практические мероприятия.
25. Прием в члены клуба проводится на основе заявления обучающихся. Первоначально он может быть зачислен кандидатом в члены клуба с прохождением определенного испытательного срока.
26. Обучающиеся могут иметь удостоверение членов клуба.
27. Клуб может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень, газету).
28. С целью сплочения коллектива обучающихся в клубе создаются и развиваются традиции.
29. Руководитель и педагоги клуба работают в тесном контакте с родителями обучающихся, проводят родительские собрания, открытые занятия, консультации, анкетирование родителей, участвуют в подготовке и проведении совместных дел обучающихся и родителей.
30. Руководитель организует и координирует взаимодействие с педагогами, работающими в клубе, осуществляет связь с руководителями других подразделений учреждений дополнительного образования, а педагоги дополнительного образования клуба осуществляют связь с учителями школ, в которых учатся члены клуба.
Права и обязанности педагогов клуба, обучающихся и их родителей.
1. Права, обязанности и ответственность педагогов клуба, обучающихся и их родителей определяются ФЗ РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образовании детей», Уставом учреждения дополнительного образования, правилами внутреннего трудового распорядка, «Положением о клубе» (или его Уставом), должностной инструкцией педагога дополнительного образования и договорами с родителями.
2. Педагоги клуба, обучающиеся и их родители несут ответственность за сохранность учебно-материальных ценностей, переданных в распоряжение клуба, в соответствии с действующим законодательством.